Открытия Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.) коренным образом изменили существовавшие представления о плавании Северным морским путем и способствовали превращению его в бесперебойно действующую транспортную арктическую магистраль.
Уже в советское время Карские транспортные операции 20-ых годов по доставке в Сибирь промышленных товаров и вывозу пушнины и хлеба стали экспериментальной базой для превращения Северного морского пути в летнюю трассу, действующую на всем её протяжении.
В первые годы Советской власти огромное значение придавалось индустриальному развитию северных окраин, которое прежде всего было связано с освоением Северного морского пути, строительством портов и промышленных предприятий. На Таймыре первым промышленным объектом считается Усть - Портовский консервный завод, построенный в 1930-1931 гг.
В 1920 - е годы были предприняты геологические изыскания в районе реки Норилки. Вблизи залежей каменного угля были обнаружены месторождения графита и комплексных медно - никелевых руд. В 1922-1923 гг. Комитет Северного морского пути начал сооружение поселка Норильск. Летом 1930 года был создан "Норильскстрой", непосредственно подчиненный Наркомтяжпрому СССР.
23 июня 1935 года было принято постановление партии и правительства СССР о строительстве Норильского никелевого завода с окончанием первой его очереди в 1938 году. Первые 75 тонн Норильского цветного металла были получены ко дню открытия XVIII съезда ВКП (б), 10 марта 1939 года.