Не прекращались в годы войны и геологоразведочные работы на нефть и газ в Усть-Енисейском районе, Нордвике и Усть-Порту. При активном участии коренного населения, а также спецпоселенцев, из числа сосланных поволжских немцев, латышей, литовцев, калмыков, финнов развивалась рыбная промышленность. В январе 1942 года на Диксоне был организован комбинат для отлова морского зверя (белухи, нерпы). В течение 1942 – 1943 годов были созданы 5 моторно-рыболовецких станций (МРС), восстановлен Усть-Портовский рыбоконсервный комбинат, 9 рыбоприемных и обрабатывающих пунктов, 3 новых рыбозавода: Дудинка, Толстый Нос, Хатанга. Добыча рыбы в годы войны возросла в 3 раза. В 1,5 раза увеличилась добыча пушнины, значительно возросло общественное поголовье оленей.
Продолжается, хотя и замедленными темпами, культурное строительство, ликвидация неграмотности, укрепляется сеть медицинских учреждений. Так, если в 1941-42 учебном году в округе было 23 школы, то в 1945-46 гг. – 38, а обучалось в них 4344 человека, из которых 1060 человек были дети коренных народов Таймыра.
Диксон – единственный населенный пункт на Таймыре, где проходили бои в годы Великой Отечественной войны. Здесь установлено несколько монументов, посвященных героическим дням из жизни Диксона: памятник-мемориал морякам североморцам, защитникам Диксона, павшим в бою с фашистским линкором «Адмирал Шеер», военно-исторический мемориальный комплекс, посвященный героическим защитникам Арктики в годы войны, светящийся маяк – памятник экипажу парохода «А. Сибиряков».
Стоящие под холодными ветрами Карского моря они напоминают нам о боевой славе арктической столицы и героизме ее защитников.
Война пришла в Заполярье позже, чем на других участках советско-германского фронта.
И хотя с июня уже шла война, Арктическая навигация 1941 года планировалась как обычная, в большинстве случаев суда шли без охранения или в составе небольших конвоев. Однако все понимали, что в дальнейшем обстановка может обостриться, ведь Северный морской путь был важной транспортной артерией страны.
Непосредственную защиту морских путей сообщения возложили на Северный отряд, основу которого составили четыре корабля, которые в мирное время представляли собой обычные гражданские суда. В их число вошел и ледокольный пароход «Дежнёв», получивший наименование «СКР-19». Диксон, узловой пункт трансарктической трассы, где находились базовый морской порт, радиометеоцентр, гидроавиапорт, полярная станция, стал местом дислокации Северного отряда.
Военной подготовкой в поселке занялись все – от артиллеристов до работников Госбанка, больницы и охотников. Артиллерийский взвод возглавил электросварщик порта. Диксончане во внерабочее и ночное время несли службу в карауле для охраны наиболее важных объектов (радиоцентра, электростанции, бензохранилища, складов).
Окутанный метелями и полярной ночью Диксон следил за событиями, развернувшимися в центральной части Советского союза. Наверное, тогда никто не думал, что опасность нападения на арктические рубежи близка. Между тем перед военно-морскими силами фашистских захватчиков уже была поставлена задача - нарушить советские арктические коммуникации.
Специальная операция против советских северных конвоев у побережья Сибири, которую одобрил сам фюрер, получила кодовое название «Вундерланд» («Страна чудес»). С весны 1942 года враги приступили к прослушиванию материалов радиообмена с Диксоном для раскодирования ледовых сводок. Исследовались сведения о проведенных довоенных навигациях. К началу августа 1942 года приступили к последним приготовлениям нападения на арктические границы Советского союза.
К участию в операции «Вундерланд» привлекли «карманный линкор» «Адмирал Шеер». Предварительно он прошел капитальный ремонт и модернизацию. Экипаж был увеличен до 1300 человек. Это был исключительно мощный и современный потому времени корабль, вооруженный десятками орудий и торпедными аппаратами. Он нес на борту два самолета, которые выбрасывались в воздух с помощью катапульты. Из рейда в Атлантику, который он совершил в 1939-1940 году, линкор вернулся триумфатором – им было опущено на дно 19 судов. Теперь же этому рейдеру предстоял новый пиратски поход - в полярные широты, к берегам Таймыра, чтобы напасть на конвои советских судов в Карском море.
В августе 1942 года погода у берегов Диксона стояла промозглая, над морем навис густой туман. Немецкие моряки называли ее «крайне мерзкой». Не подготовленные к таким условиям, они боялись заходить в ледяные поля их пугали постоянные густые туманы, окутавшие Карское море. Поэтому им так и не удалось обнаружить советские суда, которые продолжали осуществлять свои рейсы по Северному морскому пути, строго соблюдая режим радиомолчания.
Ледокольный пароход «А. Сибиряков» вышел с Диксона 24 августа в свой второй снабженческий рейс к полярным станциям в навигацию 1942 года. В Диксоне не только хорошо знали историческое краснознаменное судно, но и большинство его пассажиров – зимовщиков и строителей. Поэтому проводы проходили с особой теплотой. И хотя время было тревожное, ничто, казалось, не предвещало беды. Даже погода стояла ясная и теплая.
Так было, когда 25 августа вахта рейдерского фашистского крейсера обнаружила мачты неизвестного судна. Это был «А. Сибиряков»…
Когда расстояние между крупным военным кораблем и советским судном уменьшилось, начались взаимные запросы о национальной принадлежности, названии, цели рейса. «Незнакомец» путался в ответах, затем поднял американский флаг. Поняв, что перед «Сибиряковым» враг, командир судна Анатолий Качарава развернул свой пароход навстречу неприятелю, чтобы вступить в неравный бой.
Начавшееся сражение с самого начала предвещало для советского судна трагический исход. Что мог противопоставить «Сибиряков» мощной артиллерии германского корабля? По существу предстояла расправа пирата над слабой жертвой. Залпы следовали один за другим. Всего «Шеер» выпустил 27 снарядов. Погибло немало людей. Раненые истекали кровью. Но «Сибиряков» не сдавался, продолжая отстреливаться из кормового орудия.
Все это время до самого последнего момента радист передавал в эфир открытым текстом сообщения о ходе боя. И хотя на немецком крейсере включили систему радиопомех, отдельные отрывки тревожных сообщений услышали и на Диксоне, и на судах, преодолевавших льды Карского моря. Тайну операции «Вундерланд» сохранить не удалось. Последний раз «Сибиряков» передал в эфир очень короткое сообщение: «Горим, прощайте!..».
Из 104 человек, находившихся на борту советского судна, 19 было захвачено в плен. Спастись и избежать плена удалось только одному. Остальные погибли.
Так закончилась героическая летопись советского ледового парохода «А. Сибиряков». Но память о подвиге судна и героев-сибиряковцев хранит суровая арктическая земля и студеные воды Карского моря.
Впоследствии «Адмирал Шеер» получил должный отпор у берегов Диксона. Это было так. Враги спланировали рейдерский захват, в результате которого рассчитывали получить важные материалы и пленных. Кроме того было решено поджечь угольные склады и уничтожить радиостанцию на Диксоне. Когда 26 августа «Шеер» вновь направился к поселку, чтобы осуществить налет в виде внезапной высадки десанта численностью 180 человек, его уже ждали «СКР-19» и пароход «Революционер». На вражеский крейсер обрушился ураганный огонь «СКР-19». И хотя противник при обстреле крейсера использовал всю имеющуюся артиллерию, он не выдержал отпора защитников Диксона, пустил дымовую завесу и поспешно покинул зону огня береговой батареи. 27 августа корабль покинул район Диксона. Обстрел Диксона не причинил поселку значительного ущерба.
Позже у арктических границ были и другие бои. Но детально продуманная, важная для фашистской Германии операция «Вундерланд» закончилась, не решив ни одной из поставленных задач. Она потерпела полный крах.
Так не в первый раз за годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики, назвавшие арктические территории нашего Отечества «Страной чудес», столкнулись с обыкновенным чудом, которое для каждого защитника нашей Родины было нормой – совокупностью беззаветного мужества, несгибаемой воли, упорства и храбрости.
И хотя Диксон не отнесен к городам-героям России, для жителей Таймыра он, отстоявший северные рубежи нашего государства, является самым настоящим городом-героем, в судьбе которого было место подвигу.