Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

Версия для людей с ограниченными возможностями

Размер шрифта: A A A

Цвет сайта: T T

Шрифт: A A

Кернинг: 0 1 2

Обычная версия:

Информация о достоверности и качестве кадастровых работ

13.07.2015

Информация о достоверности и качестве кадастровых работ

Встретимся в суде: кто отвечает за достоверность и качество кадастровых работ?

Федеральная кадастровая палата часто необоснованно привлекается к участию в судебных делах по искам граждан и организаций в качестве ответчика.

Детальный анализ судебных дел с участием Федеральной кадастровой палаты в качестве ответчика показал, что большинство из исков затрагивают вопросы, относящиеся к компетенции других органов. В то время как действия либо бездействие органа кадастрового учета не нарушили прав истцов.

Обоснованным является привлечение Федеральной кадастровой палаты в качестве ответчика лишь в случаях, установленных в главе 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и главы 24 Административного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку Федеральная кадастровая палата наделена отдельными государственными административными (публичными) полномочиями, то соответственно несет ответственность за свои принятые решения, действия (бездействия). Ответственность за достоверность, соответствие законодательству Российской Федерации передаваемых для осуществления кадастрового учета документов несут сами заявители. Например, если причиной судебного разбирательства явилась ошибка, допущенная в процессе кадастровых работ, то орган, осуществляющий кадастровый учет не несет ответственность за последствия такой ошибки, поскольку воспроизводит в государственном кадастре недвижимости только данные из документов (межевой или технический план), которые были представлены заявителем. Соответственно, ответчиком по таким делам является лицо, заказавшее (заявитель) или создавшее (кадастровый инженер) такой документ с ошибкой.

Уточним, что предметом деятельности учреждения является:

  • государственный кадастровый учет объектов недвижимости;
  • ведение государственного кадастра недвижимости (ГКН);
  • государственная кадастровая оценка;
  • оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ведение государственного кадастра недвижимости и осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При этом важно отметить, что кадастровая деятельность относится к функциям кадастровых инженеров, которые не являются работниками Федеральной кадастровой палаты. Именно эти специалисты занимаются выполнением кадастровых работ в отношении недвижимого имущества, готовят документы для осуществления кадастрового учета: межевой план, технический план и акт обследования.

Кадастровые инженеры не подчиняются Федеральной кадастровой палате. Учреждение не может отвечать за корректность и полноту произведенных ими работ.

Соответственно, по вопросам кадастровых работ следует привлекать в судебные процессы именно кадастровых инженеров. В отношении них законодательством предусмотрена ответственность за достоверность и качество подготовки документов необходимых для кадастрового учета.

Встречаются случаи когда Федеральную кадастровую палату привлекают в качестве ответчика (третьего лица) с целью получения сведений о земельных участках из ГКН. Однако данная информация является общедоступной. Она предоставляется по запросу заявителей в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН (Приказ Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»).

При подаче иска следует знать следующее: если установлена необоснованность привлечения Федеральной кадастровой палаты в качестве ответчика, суд переводит учреждение в состав третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, либо отказывает в удовлетворении требований. Таким образом, судебный процесс затягивается, продлеваются сроки восстановления нарушенных прав истца.

Привлечение Федеральной кадастровой палаты в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора обосновано, если решение суда по делу может повлиять на права или обязанности учреждения по отношению к одной из сторон спора. Поэтому истцу следует четко сформулировать свои ожидания в этом отношении.

Если пришлось обратиться в суд по вопросам кадастровой деятельности, Вам будет полезно ознакомиться со следующими документами:

  • постановление пленума Верховного суда РФ и пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»;
  • постановления пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Возврат к списку