Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

Версия для людей с ограниченными возможностями

Размер шрифта: A A A

Цвет сайта: T T

Шрифт: A A

Кернинг: 0 1 2

Обычная версия:

Требования к документам для госрегистрации прав, ограничений прав и сделок на объекты недвижимости

30.09.2013

Требования к документам для госрегистрации прав, ограничений прав и сделок на объекты недвижимости

Общие требования к документам, необходимым для государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав и сделок на объекты недвижимости

Лица, уполномоченные на подачу заявления о регистрации права[1]:

- по общему правилу: правообладатель, стороны договора или уполномоченное им (ими) на то лицо при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также судебный пристав-исполнитель (вместо заявления представляется требование судебного пристава-исполнителя);

- в случаях, предусмотренных федеральным законом: орган государственной власти, орган местного самоуправления или организация;

- если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления: лицо, в отношении которого приняты указанные акты;

- если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия: нотариус (помощник нотариуса);

- если сделка совершена в нотариальной форме: любая сторона сделки, в том числе через нотариуса;

- если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: судебный пристав-исполнитель (вместо заявления представляется требование судебного пристава-исполнителя);

- если право на объект недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: правообладатель или уполномоченное им на то лицо, если иное не установлено федеральным законом;

- при ограничении (обременении) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц: правообладатель или приобретающее указанные права лицо;

- при ограничении (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления: указанные органы.

Без заявления правообладателя проводится[2]:

- государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися;

- государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество.

На регистрацию документы представляются:

- по общему правилу: документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем[3];

- документы (сведения, содержащиеся в них), находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях: орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе[4];

- документы личного хранения: данные документы представляются заявителем. К таким документам относятся[5]:

документы, являющиеся основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);

документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

документы воинского учета;

свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;

документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

учредительные документы юридического лица. При личном обращении представитель юридического лица предъявляет учредительные документы юридического лица либо нотариально удостоверенные копии учредительных документов или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица копии этих учредительных документов. Учредительные документы не представляются в случае, если ранее были представлены вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами и проведена государственная регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости, а также если с момента проведения государственной регистрации прав юридического лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не регистрировались изменения учредительных документов юридического лица;

решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве.

Способы представления документов на регистрацию[6]:

- лично в орган, осуществляющий регистрацию прав. На территории Красноярского края прием и выдачу документов на государственную регистрацию прав в порядке эксперимента в полном объеме осуществляет ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»;

- лично через многофункциональный центр. В этом случае заявление о регистрации права подписывается заявителем (представителем правообладателя, стороны сделки) в присутствии работника многофункционального центра;

- в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

При этом такое заявление в форме электронного документа представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, путем заполнения формы такого заявления, размещенной на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в сети «Интернет», и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, а также сторон договора или уполномоченных ими на то лицами в порядке, установленном федеральным законом;

- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае:

подлинность подписи заявителя на заявлении о регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;

сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;

подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;

доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Количество экземпляров документов[7]:

Необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.

На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов в форме документов на бумажном носителе, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре - подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.

Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.


[1] п.1 ст.16, п.2 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, п.3 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ.

[2] п.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

[3] абз.1 п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

[4] абз.1 п.2 ст.16, п.3 ст.25, п.2 ст.25.1, п.4 ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, п.2 ст.21 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

[5] абз.1 п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, ч.6 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ.

[6] п.1.1 п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, Приказ Росреестра от 22.10.2012 № П/446.

[7] п.5 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.


Возврат к списку