Контрастная версия
Вернуться к обычному виду

Ненцы

Под натиском кочевников, гуннов и тюрок значительные группы самодийцев были вынуждены покинуть места прежнего обитания и уйти на Север в таёжные, а затем в тундровые районы. Те этнические самодийские группы, которые проникли в северные районы, столкнулись здесь с местным аборигенным населением, основным хозяйственным занятием которого была охота на дикого северного оленя. В результате контактов самодийцев с аборигенами сложилась родовая организация сибирских тундровых ненцев.

Как свидетельствуют ясачные документы и другие архивные источники, ещё в начале XVII века ненцев в бассейне нижнего Енисея не было. Территорию низовьев Енисея населяли в тот период предки тундровых и лесных энцев. Первые попытки проникновения ненцев на восток относятся к середине 30-х годов XVII века.

Двухвековая оторванность приенисейских ненцев от западных соплеменников и ассимиляция ими энцев привела к образованию отдельной группы приенисейских ненцев со своими особенностями языка и материальной культуры.

Хозяйство ненцев издавна было и остается комплексным. Ведущей отраслью было и остаётся оленеводство.

Значение оленеводства было очень велико, помимо использования оленя в качестве транспортного животного, совершенно незаменимого в условиях тундры, ненцы получали от оленей мясо, одежду и жилище, для которых использовались шкуры оленей. Из шкур оленей выделывали ровдугу (замшу), сбрасываемые ежегодно оленьи рога употребляли для варки клея и для изготовления костяных деталей упряжи, рукояток ножей и ножен. Спинные и ножные сухожилия шли на изготовление прочных ниток для шитья. Охота у ненцев также была важной отраслью хозяйства. Охотились они на диких оленей, на песца, на лисицу, гусей и уток. В летнее время рыболовство являлось важным источником питания.

Домашнее производство ненцев носило потребительский характер. В каждой семье производились необходимые в хозяйстве предметы, существовало разделение труда: мужчины занимались обработкой дерева, кости, железа, плетением маутов и сетей; женщины - выделкой шкур и шитьем. Дети помогали взрослым в меру своих возможностей. Единственным видом жилища у ненцев был чум, потом появился балок. Чум является переносным жилищем, и его появление тесно связано с оленеводством и кочевым образом жизни. Устройством чума в прошлом занимались только женщины.

Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохранили свою традиционную одежду, отлично приспособленную для условий севера. Мужская одежда состоит из малицы, меховой обуви и в очень холодное время совика. Женская одежда из «ягушки» (плечевая одежда), шапки и меховой обуви.

Основным способом передвижения ненцев в течение всего года является езда на оленях, запряжённых в сани (нарты), все грузы также перевозятся на нартах.

В основе религиозных верований ненцев лежат анимистические представления, то есть вера в духов. Не один Нум - дух неба – был предметом почитания ненцев. Весь окружающий мир представлялся им населённым духами, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости и огорчения, насылая различные болезни. Земля, реки, озёра, отдельные урочища имели своих духов – хозяев. Например, дух воды мог дать хорошие уловы, поэтому после каждого удачного лова рыбы ему приносили жертвы, опуская какие-либо предметы прямо в воду.

Расселены ненцы в нашем районе в поселках сельского поселения Караул, по берегам Енисея и его притоков. Численность ненцев около 3 500 человек.

История изучения ненецкого языка

В прошлом (до 30-х годов XX века) ненцы своей письменности не имели. Исследованием материальной и духовной культуры ненцев и изучением их языка занимались многие учёные и исследователи во второй половине XIX и в XX веке.

М.А. Кастрен - основоположник самодийского языкознания.

В 30-е годы XX века был создан Институт народов Севера, научными сотрудниками Г.Н. Прокофьевым, А.П. Пыреркой, Г.Д. Вербовым была проведена большая работа по изучению ненецкого языка, быта, культуры ненцев.

Ими проведено исследование разных говоров ненецкого языка с целью выбора того, какой из говоров мог бы лечь за основу письменного языка (таковыми стали большеземельский и ямальский говоры тундрового диалекта). Такой расклад был обоснован, во-первых, тем, что говор ненцев большеземельской тундры занимает центральное положение среди говоров тундрового диалекта ненецкого языка и является наиболее понятным для западных и восточных ненцев.

Ненцы получили начальную письменность в 1932 году на латинской графике. С 1936 года ненецкая письменность была переведена на русский алфавит.

Первая книга для ненецких детей была составлена видным советским лингвистом и этнографом Георгием Николаевичем Прокофьевым. Этот учебник назывался Jadej wada «Новое слово».

Бесценную роль в исследовании ненецкого языка сыграли талантливые русские учёные Н.М. Терещенко, В.В. Савельев, А.В. Алмазова, А.М. Щербакова, З.Н. Куприянова, Л.В. Хомич, А.И. Рожин.

Научно-исследовательская ассоциация Института народов Севера приступила к созданию букварей и учебников для северных национальных школ. На ненецком языке были изданы буквари, книги для чтения, учебники арифметики, учебники родного языка, ряд массовых брошюр и др. В создании грамматик, учебников, учебных пособий, словарей на ненецком языке принимали участие ненецкие лингвисты, практические работники культуры и просвещения на местах и сами представители ненецкой интеллигенции: М.Я. Бармич, Е.Т. Пушкарёва, Е.Г. Сусой, Е.М. Талеева, В.А. Ханзерова, И.Л.Х анзерова, Р.И. Канюкова, В.Н. Няруй, А.М. Янгасова, М.И. Ледкова, и др.

Ненецкие писатели Н. Вылка, Т. Вылка, И. Ного, В. Ледков, Л. Лапцуй, А. Пичков, И. Истомин, Г. Пуйко, И. Юганпелик, П. Явтысый и др. писали на ненецком и русском языках, обогащая словарный состав родного языка.

Среди них Любовь Прокопьевна Ненянг (Комарова) – ненецкая писательница, член Союза журналистов и Союза писателей СССР, почётный гражданин Таймыра. Любовь Прокопьевна — неутомимый собиратель, исследователь ненецкого фольклора.

На Таймыре большой вклад в сохранение и развитие ненецкой культуры и языка внес учёный-этнограф Казимир Изидорович Лабанаускас (1942-2002), известный исследователь фольклора и культуры самодийских народов Таймыра.

Родился Казимир Изидорович 27 июля 1942 года в Расейнском районе Литовской ССР, в семье крестьян. Учился в Ленинградском государственном университете имени Жданова, получил специальность «филолог-унгорист и учитель русского языка и литературы». Затем он обучался в аспирантуре Института языкознания АН СССР.

В 1972 году, после окончания аспирантуры, Казимир Изидорович приехал на Таймыр и начал работать методистом агиткультбригады отдела культуры Таймырского окрисполкома. За годы работы он побывал во многих поселках и отдаленных точках Таймырского полуострова. Во время этих поездок К.И. Лабанаускас делал записи, собирал фольклор, изучал культуру, языки ненцев, нганасан и энцев, а впоследствии он стал свободно изъясняться на этих языках.

Материалы, собранные более чем за 15 лет работы в «поле», впоследствии, были обработаны и опубликованы. Результатом этой работы стали, изданные книги, сборники: «Древние легенды Таймыра», «Нганасанская фольклорная хрестоматия», «Сказы седой старины», «Ненецкий фольклор», «Происхождение нганасанского народа» и огромное количество научных статей.

Казимир Изидорович внес огромный вклад в сохранение и развитие культуры народов Севера. Его труды по языкам и фольклору самодийских народов Таймыра известны в России, и за рубежом. К.И. Лабанаускас был удостоен Почётного знака «За достижения в культуре», звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Роль семьи в сохранении языка, традиционной культуры ненцев

На Таймыре языковая ситуация по ненецкому языку (по сравнению с другими коренными народами Таймыра) к настоящему времени одна из самых благополучных. По последней переписи населения численность ненцев на Таймыре составляет около 3500 тысяч человек.

Языковая ситуация у таймырских ненцев, в целом положительна. Ведение традиционных видов хозяйствования способствует успешному функционированию ненецкого языка. Основой мировоззрения, культуры, уклада жизни, а также формой сохранения этноса, является оленеводство. Сегодня оно существует и сохраняется, во многом, благодаря самоотверженности ветеранов и энтузиазму молодежи, работающим в отрасли. Наряду с оленеводством, важную роль в сохранении родного языка и культуры играет и занятие ненцев рыболовным промыслом. На рыболовецких точках, где люди часто живут семьями, язык общения, в основном, родной, ненецкий.

Деятельность клубных формирований, занимающихся сохранением культуры и языка ненцев Таймыра

При Городском Центре народного творчества осуществляют свою деятельность 5 клубных формирований, которые занимаются сохранением родного языка и развитием национальной культуры.

Учреждение ежегодно обеспечивает творческие объединения материально-техническими средствами и оборудованием. Ежегодно проводятся отчетные мероприятия о деятельности клубных формирований ГЦНТ. Все руководители, ниже перечисленных формирований, имеют среднее профессиональное и высшее образование, регулярно участвуют в мероприятиях городских, региональных, международных уровней. Информация о деятельности творческих объединений систематически размещается на странице учреждения официального сайта города Дудинки.

Семейный ненецкий клуб «Май”ма» (в переводе с ненецкого языка – радость) организован в 2003 году. Руководителем семейного клуба является Евай Елена Кумивна, которая занимает должность заведующего отделом народного творчества ГЦНТ. В состав клуба входит 47 человек разных возрастов и социального уровня, это более 10 ненецких семей, которых объединила любовь к родному краю, обычаям и культуре своего народа. В 2006 году семейный клуб получил поддержку грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» на реализацию проекта «Родное слово».

С целью сохранения и развития ненецкой культуры членами клуба проводятся семейные праздники, обряды, вечера, конкурсы, национальные игровые программы, мастер-классы по приготовлению национальных блюд и ткачеству традиционного ненецкого пояса, изготовлению ненецких кукол «Нгухуко» (из утиных клювиков) и сувенирной продукции. Активные участники городских, районных и краевых мероприятий, смотров, фестивалей и конкурсов: Городской фестиваль «Семейная мозаика» (г. Дудинка), Фестиваль национальных культур «Край наш общий дом» (г. Норильск), IV Краевой фестиваль «Семейные клубы Красноярья» (г. Красноярск), Фестиваль «С верой в Россию, с любовью к Таймыру» (г. Дудинка), Международный фестиваль «Притяжение Таймыра» (г. Дудинка), Медиафестиваль «Созвездие талантов» (г. Дудинка), Международный фестиваль «Риду – Риду» (Норвегия, Мандален), Международный фестиваль «Мир Сибири» (п. Шушенское), Международная выставка-ярмарка «Северная цивилизация. Сокровища Севера» (г. Москва, ВВЦ), этнический праздник «Большой Аргиш» (г. Норильск), Региональный фестиваль «Фольклорная классика Таймыра» (г. Дудинка), Городской фестиваль «Строганина Таймыра» (г. Дудинка), ежегодное этностойбище «Таймырское кочевье» (г. Дудинка).

Для поддержания межпоколенных связей проводятся мероприятия с детьми и молодежью школы-интерната №1. Члены клуба регулярно проводят дни, посвященные творчеству ненецкой поэтессы Л.П. Ненянг. На творческих встречах одинаково интересно и старшему и молодому поколению.

Ненецкая молодежная студия «Я’вал» (в переводе с ненецкого языка – Легенда). Руководитель студии Кошкарев Дмитрий Александрович методист ГЦНТ, также является студентом ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». В этом коллективе занимаются 10 человек, это студенты Таймырского колледжа, работающая молодёжь, учащиеся школ города.

В репертуаре коллектива – народные и стилизованные танцевальные композиции народов севера. Студия осуществляет свою деятельность при ГЦНТ с 2017 года, но, несмотря на это ребята уже приняли участие во многих мероприятиях и самые яркие из них, это: Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири» (Шушенское), Международный конкурс по хореографии среди любительских коллективов им. М. С. Годенко (Красноярск), Дни оленевода в поселках сельского поселения Караул, Дни рыбака в поселках муниципального образования «Город Дудинка», а также фестивалях и праздниках города и района.