Контрастная версия
Вернуться к обычному виду

ОБРАЗОВАНИЕ ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО–НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В марте 1931 г. решением Востоксибкрайисполкома был создан комитет по организации Таймырского национального округа из семи человек во главе с Арсением Архиповичем Иваненко. Из представителей национального населения в комитет вошел П.С.Болин. На Таймыре были образованы помимо Дудинского и Хатангского - еще два района: Усть-Енисейский (с центром в поселке Носок, а затем в Карауле) и Авамский (с центром в поселке Волосянка).

В начале 1932 года в Дудинке состоялся первый окружной съезд Советов Таймыра, на котором и было юридически оформлено образование округа. По данным Таймырского окрисполкома на 1 января 1932 года в округе проживали 7650 человек.

Создание округа сыграло важную роль в решении задач социалистического строительства: коллективизации, индустриализации, культурных преобразований.

При проведении коллективизации на Крайнем Севере на её начальном этапе были допущены ошибки, заключавшиеся в перескакивании к высшим формам колхозного движения – смешанным артелям, а также в нарушении принципа добровольности.

Тяжелое экономическое положение тундровиков, форсированные темпы коллективизации стали причиной восстания долган и нганасан в Авамском и Хатангском районах в апреле 1932 года. Участники этих событий в 1938 году были репрессированы, а их олени переданы в колхозы округа.

В 1936 году большинство хозяйств было переведено на устав с/х артели, и коллективизация была закончена к 1940 году (составила 98 %).

Освоение Северного морского пути в 30-е годы, строительство Норильского комбината способствовали появлению портов на Диксоне (1934) и в Дудинке (1935). Дудинский порт, Дудинка стали опорной перевалочной базой для осуществления промышленного строительства на Таймыре.

В 30-е годы на Таймыре происходит становление учреждений здравоохранения, учреждений образования и культуры.

Первая на Таймыре школа была открыта в Дудинке в 1920 году. Наряду со стационарными школами организовывались кочевые школы для детей оленеводов. Учитель такой школы кочевал вместе с оленеводами и обучал их детей грамоте. Кочевые школы просуществовали до 1935/1936 учебного года и были упразднены. С этого времени наблюдается увеличение школ - интернатов.

В 1934-1935 г.г. работали уже 9 национальных школ-интернатов, 10 кочевых школ, красные чумы, 5 русских начальных школ и 2 средние, 5 ликбезпунктов. В красных чумах обучалось 455 человек, из них 182 коренных жителя. Работали в Красных чумах 63 педагога. Особое внимание центральных и местных руководящих организаций было обращено в то время на подготовку местных кадров, выдвижение их в органы местного управления.

Первая больница в Дудинке была открыта в 1927 году. К моменту образования округа на его территории было 5 врачебных участков и медпунктов: в Дудинке, Волочанке, Толстом Носу и в Хатангской тундре.

В 1930 г. началось строительство больниц в районах. В сентябре 1932 г. в Дудинке открылась первая аптека. К 1940 году в Дудинке имелась поликлиника, врачебные и фельдшерско-акушерские пункты работали почти во всех населенных пунктах округа, врачей было 12, работников со средним медицинским образованием – 57.

В Великую Отечественную войну 1941—45 народы национального округа трудились в тылу и сражались на фронтах.

Не прекращались в годы войны и геологоразведочные работы на нефть и газ в Усть-Енисейском районе, Нордвике и Усть-Порту. При активном участии коренного населения, а также спецпоселенцев, из числа сосланных поволжских немцев, латышей, литовцев, калмыков, финнов развивалась рыбная промышленность. В январе 1942 года на Диксоне был организован комбинат для отлова морского зверя (белухи, нерпы). В течение 1942 – 1943 годов были созданы 5 моторно-рыболовецких станций (МРС), восстановлен Усть-Портовский рыбоконсервный комбинат, 9 рыбоприемных и обрабатывающих пунктов, 3 новых рыбозавода: Дудинка, Толстый Нос, Хатанга. Добыча рыбы в годы войны возросла в 3 раза. В 1,5 раза увеличилась добыча пушнины, значительно возросло общественное поголовье оленей.

Продолжается, хотя и замедленными темпами, культурное строительство, ликвидация неграмотности, укрепляется сеть медицинских учреждений. Так, если в 1941-42 учебном году в округе было 23 школы, то в 1945-46 гг. – 38, а обучалось в них 4344 человека, из которых 1060 человек были дети коренных народов Таймыра.

В послевоенные десятилетия трудящиеся округа добились новых успехов в развитии экономики и культуры.

   

В 1971 году Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ за успехи, достигнутые трудящимися в развитии народного хозяйства и культуры, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1971 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

 

В 1972 году за большие заслуги трудящихся в деле укрепления братской дружбы советских народов, достижения в хозяйственном и культурном строительстве и в ознаменование 50-летия Союза Советских Социалистических Республик Таймырский (Долгано- Ненецкий) национальный округ был награжден Орденом Дружбы народов.


В 1977 г. Таймырский национальный округ был переименован в Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (ТАО).