Контрастная версия
Вернуться к обычному виду

ОБРАЗОВАНИЕ ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО–НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В марте 1931 г. решением Востоксибкрайисполкома был создан комитет по организации Таймырского национального округа из семи человек во главе с Арсением Архиповичем Иваненко. Из представителей национального населения в комитет вошел П.С.Болин. На Таймыре были образованы помимо Дудинского и Хатангского - еще два района: Усть-Енисейский (с центром в поселке Носок, а затем в Карауле) и Авамский (с центром в поселке Волосянка).

В начале 1932 года в Дудинке состоялся первый окружной съезд Советов Таймыра, на котором и было юридически оформлено образование округа. По данным Таймырского окрисполкома на 1 января 1932 года в округе проживали 7650 человек.

Создание округа сыграло важную роль в решении задач социалистического строительства: коллективизации, индустриализации, культурных преобразований.

При проведении коллективизации на Крайнем Севере на её начальном этапе были допущены ошибки, заключавшиеся в перескакивании к высшим формам колхозного движения – смешанным артелям, а также в нарушении принципа добровольности.

Тяжелое экономическое положение тундровиков, форсированные темпы коллективизации стали причиной восстания долган и нганасан в Авамском и Хатангском районах в апреле 1932 года. Участники этих событий в 1938 году были репрессированы, а их олени переданы в колхозы округа.

В 1936 году большинство хозяйств было переведено на устав с/х артели, и коллективизация была закончена к 1940 году (составила 98 %).

Освоение Северного морского пути в 30-е годы, строительство Норильского комбината способствовали появлению портов на Диксоне (1934) и в Дудинке (1935). Дудинский порт, Дудинка стали опорной перевалочной базой для осуществления промышленного строительства на Таймыре.

В 30-е годы на Таймыре происходит становление учреждений здравоохранения, учреждений образования и культуры.

Первая на Таймыре школа была открыта в Дудинке в 1920 году. Наряду со стационарными школами организовывались кочевые школы для детей оленеводов. Учитель такой школы кочевал вместе с оленеводами и обучал их детей грамоте. Кочевые школы просуществовали до 1935/1936 учебного года и были упразднены. С этого времени наблюдается увеличение школ - интернатов.

В 1934-1935 г.г. работали уже 9 национальных школ-интернатов, 10 кочевых школ, красные чумы, 5 русских начальных школ и 2 средние, 5 ликбезпунктов. В красных чумах обучалось 455 человек, из них 182 коренных жителя. Работали в Красных чумах 63 педагога. Особое внимание центральных и местных руководящих организаций было обращено в то время на подготовку местных кадров, выдвижение их в органы местного управления.

Первая больница в Дудинке была открыта в 1927 году. К моменту образования округа на его территории было 5 врачебных участков и медпунктов: в Дудинке, Волочанке, Толстом Носу и в Хатангской тундре.

В 1930 г. началось строительство больниц в районах. В сентябре 1932 г. в Дудинке открылась первая аптека. К 1940 году в Дудинке имелась поликлиника, врачебные и фельдшерско-акушерские пункты работали почти во всех населенных пунктах округа, врачей было 12, работников со средним медицинским образованием – 57.