Контрастная версия
Вернуться к обычному виду

Административный центр и поселки

karaul1.JPGКараул - административный центр сельского поселения Караул. Примерной датой его основания считается 1616 год. Название впервые появилось на географической карте в 1884 году, происхождение его имеет две версии. По первой название связано с появлением ясачного зимовья на мысу Караульном с целью охраны северных границ Российского государства от вторжения иностранных мореплавателей. По второй версии предки коренных жителей Таймыра, будучи великолепными охотниками, на этом мысу поджидали оленей, которые переправлялись через Енисей. Так или иначе, но название связано со словами «караулить», «сторожить», «охранять», «нести дозор». И это красноречивое свидетельство того значения, которое придавалось этому давнему поселению людей на Крайнем Севере.
Сначала ясачное зимовье, затем станок русских купцов и промышленников, Караул в конце концов становится сельским поселением для людей, ведущих оседлый образ жизни. Ф. Нансен, знаменитый норвежский исследователь Арктики, в книге «В страну будущего» дает описание села Караул начала XIX века: «Место это является на Енисее важным пунктом торговли рыбой и принадлежит богатому купцу из Красноярска. Имеет большой, вполне благоустроенный дом, склад для товаров».
karaul2.JPGЗа годы Советской власти Караул становится поселком, в настоящее время это крупное современное село. Территория Караула достигает 1255 гектаров, местность холмисто-увалистая, заболоченная; имеются многочисленные озера, небольшие мелководные речушки. Основная река – Енисей, главная транспортная артерия не только поселения, но и всего Таймырского муниципального района.
В 1930 году в Карауле был образован первый колхоз «Новая жизнь», который возглавил ненец Васса Лампай. Первым председателем исполкома районного Совета народных депутатов стал В.Петров. Школа в Карауле появилась в 1931 году, в ней обучались 14 детей, в 1934 году в Карауле открылся Дом туземца.
В 1944 году в селе начинается выпуск газеты «Ленинский путь», оборудуется радиоузел, появляется постоянное электрообеспечение школы, интерната, больницы, клуба. При амбулатории начинают работу хирургический и зубоврачебный кабинеты.
Сегодня, кроме представителей коренных народов Таймыра (ненцев, долган, нганасан и энцев), в Карауле проживают русские, украинцы, белорусы, чуваши, немцы, литовцы, азербайджанцы, татары, башкиры и казахи.
В селе находится администрация сельского поселения, сельский Совет депутатов, администрация села Караул. Здесь же сосредоточены все управленческие структуры поселения.

Усть-Порт. Поселок географически расположен в очень удобном месте. Он находится между Дудинкой (до столицы муниципального района 110 км) и Караулом (до столицы поселения 70 км).
В навигацию по открытой воде пассажиры и грузы в поселок доставляются самоходным паромом и муниципальным судном «Хансута Яптунэ», а зимой - по ледовой дороге тяжелыми грузовиками в северном исполнении. В зависимости от погоды выполняются рейсы вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-3.
Усть-Порт - одно из старейших поселений с/п Караул, образованное в 1916 году как база будущего порта в низовьях Енисея. В 1917 году здесь возводятся две казармы, жилой дом, столярная мастерская и кузница. Строительство порта в 1921 году прекращается, но поселок продолжает развиваться. В 1930 году появляется первая школа (ее единственный учебный класс вмещал 11 учеников), а через год, 13 февраля, завершается строительство консервного завода. К концу года коллектив завода выпустил почти 400 тысяч банок консервов различных наименований и сортов, в том числе элитных и деликатесных. В эти годы на базе машинно-промысловой станции организовано обучение рыбаков, оленеводов, мотористов. В 1937 году открывается лечебный пункт.
К концу 1939 года Усть-Порт представлял собой рабочий поселок с «градообразующим», как бы сказали сегодня, промышленным предприятием – рыбозаводом. В предвоенные и военные годы (1940-1943) на Таймыр были сосланы тысячи прибалтийских граждан – латышей, эстонцев, литовцев, финнов, а потом и поволжских немцев и калмыков. Многие из них после реабилитации в конце пятидесятых годов остались в Усть-Порту и внесли большой вклад в развитие производства, образования, медицины и культуры поселка.
Уже в 50-е годы функционировала средняя школа, участковая больница, аптека и столовая. Широкий тротуар делил поселок на две половины – береговую и верхнюю. Появились несколько двухэтажных домов, почти к каждому домику тянулись деревянные дорожки. Рабочий день поселка начинался с заводского гудка; к вечеру из ворот рыбозавода выходило множество людей.

Казанцево. В 45 километрах от Усть-Порта, вниз по течению Енисея, на крутом его берегу стоит небольшой, когда-то красивый, ухоженный и уютный поселок Казанцево.
Невысокие деревянные дома в два ряда видны издалека. В них живут семьи промысловиков А.С. Тоги, Г.Т. Лырмина, А.Н. и Э.Н. Ядне, А.А. Каярина и другие – всего девять семей.
Медицинское обслуживание населения обеспечивает закрепленный за поселком фельдшер районной больницы, которого при необходимости вызывают к больным по рации. Казанцево от центра сельского поселения отделяют всего 32 километра, так что помощь, как правило, приходит незамедлительно.
Почти все жители поселка трудятся в промыслово-рыболовецком хозяйстве «Большая медведица» Е. Сабельфельда. Зимой и летом добывают рыбу, куропаток и зайцев. Вывоз и реализацию продукции осуществляет сам руководитель хозяйства. Он же обеспечивает рыбаков-охотников всем необходимым для промысла, содержит небольшой магазинчик, куда завозит необходимые жителям поселка товары.
Казанцевские дети учатся в Усть-Портовской средней школе и живут в пришкольном интернате.

Носок. Почти на семидесятой параллели, на берегу протоки Ушакова, впадающей в Енисей, стоит поселок Носок. Точную дату возникновения селения назвать трудно. Еще в XVII веке начали появляться в здешних местах первые русские купцы. Вели они в те времена, как по всему Северу России, меновую торговлю с кочевниками. Об этом можно судить по сохранившимся до наших дней старинным предметам домашней утвари. У многих ненцев еще можно увидеть в обиходе чугунные и медные котлы, приобретенные когда-то у русских купцов. На женских шапках в качестве украшения до сих пор используются литые из латуни и меди подвески, цепочки; пуговицы из тех же металлов украшают сумочки ненецких женщин. Постепенно на том месте, где стоит современный поселок, русские поселенцы начали строить домики-времянки из плавника.
Когда-то здесь была центральная усадьба колхоза, а позже совхоза «Заря Таймыра». По протоке в летнюю навигацию заходят речные суда. В низовьях Енисея это один из самых крупных населенных пунктов района.
Оленеводы, охотники и рыбаки поселка ведут кочевой образ жизни. Их дети живут в интернате поселковой средней школы, который располагается в трех зданиях.
В сельском Доме культуры проходят встречи, вечера, интеллектуальные конкурсно - развлекательные программы. Для подростков здесь открыт теннисный зал, а для взрослых – бильярдная.
Бесперебойно в Носке работает пекарня, обеспечивая жителей поселка и тундровиков свежим хлебом. Пять магазинов имеют в своем ассортименте все необходимые продукты и товары. Учитывается и спрос тундровиков.

Хинки. Фактория Хинки, как Дерябино и Яро-Танама, основана на пути кочевий. Здесь работали магазин, пекарня и рыбоприемочный пункт. Тундровики имели возможность купить хлеб, чай, сахар, другие необходимые продукты и промтовары, узнавали новости, получали почту. Рыбаки сдавали свои уловы. Летом вокруг деревянных строений стояло множество чумов.

Пелядка. В 25 километрах от поселка находится рыболовецкая точка Пелядка, где проживает многочисленная семья знатного рыбака-охотника Егора Михайловича Ямкина. В Носковской тундре семья Ямкиных известна тем, что старается сохранить традиции, обычаи и культуру своего народа. Проходят годы, одно поколение сменяется другим, но на рыболовецкой точке Пелядка по-прежнему живет семья Ямкиных, сохраняя язык и традиции своего народа.

baik.jpgБайкаловск. В поселке Байкаловск живут порядка 120 человек. Основной вид занятости – охота и рыбодобыча.
Поселок начал застраиваться с 1935 года, раньше это пустынное и безлюдное место оживляли только две рыбацкие избушки да несколько чумов. Однако вскоре Байкаловск стал центральной усадьбой колхоза «Новая жизнь». Главной отраслью хозяйства считалась рыбодобыча, позже увеличилось поголовье домашних оленей – за счет личных стад зажиточных ненцев. Первым представителям советской власти приходилось прилагать немало усилий для укрепления колхозного строя. Позже была организована и партийная ячейка колхоза, членами которой были известные в районе люди. За успехи, достигнутые в развитии сельского хозяйства, колхоз «Новая жизнь» награждался переходящими красными знаменами, дипломами и грамотами краевого и Центрального комитетов партии и советского правительства.

Мунгуй. Сегодня в селе Мунгуй живут 32 человека – охотники и рыбаки, их дети и родители-пенсионеры. А в 1938 году село Мунгуй было центром преуспевающего в те времена колхоза «Новая жизнь». Его председателя за успехи в сельскохозяйственном производстве делегировали на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве. В эти годы Мунгуй был оживленным селом: его земли славились обилием пушных зверей, диких оленей, дичью, а реки и озера – рыбой. Издавна в Мунгуе и в окрестной тундре жили знатные оленеводы, удачливые промысловики, рыбаки и охотники. Мунгуйцы в числе первых создали колхоз, охотно отправляли на учебу молодежь, создавая первые ростки национальной интеллигенции.

IMG_7791.JPGВоронцово. Самый северный поселок сельского поселения Караул раскинулся на высоком берегу у входа в Енисейский залив. Первую промысловую избушку на месте нынешнего поселка построил купец Воробьев. Летом на барже он завозил из Дудинки товары и отправлял вниз по Енисею. Все лето Воробьев заготавливал рыбу, мясо, скупал у местных жителей припасенную с зимы пушнину, а осенью батраки бечевой тащили его баржу в Дудинку. Местные жители называли своего «благодетеля» Вороном, потому и выросший на этом месте поселок стал называться Воронцово.
Дети промысловиков учатся в неполной средней школе, есть в поселке Дом культуры и библиотека, пекарня и больница. Два коммерческих и муниципальный магазины обеспечивают жителей всеми необходимыми товарами.
В прошлом в Воронцовской тундре жили ненцы, энцы, нганасаны и несколько долганских родов. В 1931 году все коренное население объединили в один Долгано-Ненецкий кочевой совет. Группа энцев позже вошла в ненецкий колхоз «Новая жизнь» Малохетского кочевого совета на территории Мунгуйской тундры.
В начале 1936 года нганасаны и часть энцев (самату) перекочевали в Авамскую тундру и стали членами нганасанского колхоза «Пура». Процесс коллективизации в Авамской тундре шел сложно, сопровождался ожесточенной классовой борьбой. Богатые жестко расправлялись с батраками, переходившими на сторону Советской власти.

Тухард. Поселок Тухард на карте сельского поселения Караул появился сравнительно недавно – в связи со строительством газопровода Мессояха – Дудинка – Норильск. Однако и до появления газовиков это место не выглядело безлюдным. Оно называлось Кислым мысом. В один прекрасный день тундровую тишину нарушил гул большегрузных машин. Вскоре рядом с чумами вырос палаточный городок, пришлось тундровикам откочевать на другое место. Так на берегу Большой Хеты возникла перевалочная база Норильскгазпрома. Позже здесь появился населенный пункт с присвоением ему наименования «Тухард» (в переводе с ненецкого – место, где добывают огонь, топливо; дословно «ту» - огонь, «харад» - дом, поселок).
Активное строительство поселка приходится на 70-е годы. Многие ненцы перешли жить в благоустроенные дома. Вахтовики Норильскгазпрома приезжают в Тухард из Норильска, Дудинки, других регионов России для обслуживания газоперерабатывающего комплекса.
Одним из первых строительных объектов поселка стала взлетно-посадочная площадка для приема воздушных судов малой авиации всех типов. Она обеспечивает потребности поселка и Газпрома в авиационных перевозках.
В Тухарде есть участковая больница, которая успешно справляется с задачами медицинского обслуживания не только поселка, но и тундровиков-кочевников. Пекарня два магазина снабжают тухардцев продуктами и промтоварами, почтовое отделение предлагает услуги связи не только с районным центром, но и «материком». Клуб собирает жителей на праздничные мероприятия, а в будние дни желающие смотрят там видеофильмы. Большой популярностью пользуется у оленеводов библиотека.
В 1978 году исполком окрсовета принимается решение о разделении совхоза «Октябрьский» Усть-Енисейского района на оленеводческое и рыболовецкое хозяйства. Так был образован оленеводческий совхоз «Тухард».
В 1979 году буксирный теплоход «Федор Бондарь» открыл навигацию на реке Большая Хета. Он доставил газодобытчикам буровые станки, а также технику для совхоза «Тухард». С тех пор в летнюю путину на катерах и баржах доставляют в Тухард дизельное топливо и продовольствие. В зимний период используется автомобильный транспорт предприятия ОАО «Норильскгазпром».
В 1979 году в домах сельчан зажглись экраны телевизоров: специалисты Норильского радиотелевизионного передающего центра смонтировали установку «Экран». Вот уже более трех десятков лет газовики и коренные жители Тухарда живут и работают бок о бок, сообща решают насущие проблемы поселка, делятся житейскими трудностями и радостями.
25 мая 2002 года поселок Тухард, бывший ранее в подчинении администрации Дудинки, передали сельскому поселению Караул.