Контрастная версия
Вернуться к обычному виду

Историческая справка

«Зимовье Дудино ясашно»...
Дудинка основана во второй половине ХVII века, в 1667 году, в годы царствования Алексея Михайловича Романова, мангазейским стрельцом Иваном Сорокиным, построившим зимовье "пониже верхния Дудины реки". Но изучение редких картографических и архивных документов 17-18 веков показало, что возникновение поселений произошло значительно раньше. Самые ранние письменные свидетельства о проникновении русских землепроходцев в районе Дудинки сохранились в записях иностранцев, посещавших Россию в начале 17 века. Голландский купец И. Масса опубликовал в 1609 году карту севера России и книгу по сведениям от русских, побывавших на севере Сибири. На карте восточнее устья Енисея показана река Пясина с крупными притоком справа - Дудыпта.
В Дудинском зимовье в XVIII веке останавливались участники Великой Северной экспедиции Харитон Лаптев, Семен Челюскин, Федор Минин. На их картах Дудинка размещается на реке Дудинке и называется «зимовье Дудино ясашно».
Ясачное зимовье "пясидское", в котором собирали ясак - дань с местного кочевого населения, упоминается с 20-х годов XVII века в копиях таможенных книг Мангазеи. Ясачные зимовья представляли собой несколько изб, обязательно огороженных крепким забором - частоколом. Такое - же ясачное зимовье еще ранее, около 1610 года, было построено при устье реки Хантайки. Это первые, зафиксированные документами, русские поселения к северу и к югу от района Дудинка - Норильск. По мнению кандидата географических наук Владилена Александровича Троицкого, несомненно, в эти же годы были построены несколько изб и сараев на реке Дудинка, в начале пути - волоком на озеро Пясина, поскольку перед отправлением в такой сложный путь требовалось подготовить речные лодки (кочи) к плаванию по мелководью.
В 1970 году археологи, работавшие на раскопках Мангазеи, обнаружили в одном из домов остатки плавильной печи (этот дом и печь датированы 1608 годом) анализ, проведенный Н. Урванцевым, показал, что здесь использовалась руда из района Норильска. Следовательно, мангазейцы побывали на месте нынешней Дудинки еще в начале XVII века.
После того, как Мангазея пришла в упадок, русские промышленные люди стали активно осваивать правобережье нижнего Енисея и внутренний Таймыр. Разведанный, вероятно, еще в начале XVII века с запада на восток через весь Таймыр речной путь по Енисею, Дудинке, по району Норильских гор, через волок по Пясине, затем волоком по Волочанке, Хете и Хатанге, стал вторым после Енисея ареалом русского расселения.
Через Дудинку с запада на восток проходил и зимник, так как это был самый удобный путь по полосе лесотундры. Вероятнее всего, первое поселение на реке Дудине (Дудинке) возникло не на месте современного города, на берегу Енисея, а в защищенном от штормов месте, реки Дудинки, километрах в 3-8 выше по этой реке - при устье речки Боганидки или Косой.
О том, что селение Дудинка в XVIII и первой половине XIX века располагалось не на берегу Енисея, убедительно свидетельствуют документы, в частности, дневники X. Лаптева и лингвиста М. Кастрена. Как будто этому противоречит сохранившееся в источниках Мангазеи донесение стрелецкого сотника Ивана Сорокина мангазейскому воеводе от января 1667 года: "... В прошлом во 174 (1666 г) году, по указу великих государей, послал ты, государь Родион Михайлович, нас на их великих государей службу в Пясиду на Авам для государева ясачного ровдужья сбору в лодках: и мы, государь, в лодках водою в Пясиду не вошли, задержали противные ветры, а поставили, государь, мы зимовье ясачное и с нагородней край Енисея пониже верхния Дудины реки" (документ введен в научный оборот Павлом Тимофеевичем Ващенко в 1966 году). Это первое, дошедшее до нашего времени документальное свидетельство об основании нашего города.
Поэтому официальной датой основания Дудинки считается 1667 год, хотя, по мнению того же В.А. Троицкого, правильнее считать годом основания Дудинки 1666 год, так как строительство зимовья происходило, конечно, летом, а в январе 1667 года Сорокин послал сообщение об уже построенном зимовье.

Легенда о Дудинке
Давным-давно промышлял на Енисее ясноглазый и светлобородый купец Дудин. Было ли у него имя, не было, никто уже не помнит. Непоседой был всегда: то в одном стойбище живет, то в другом. Многие женщины и девушки засматривались на купца. Был он статен, широк в плечах, ловок в делах, мудр в речах. За доброту и справедливость его уважали все мужчины тундры. Где-то в верховьях Большой реки жила его семья. Жену с ребятишками он любил и не забывал их. Долго купец спасался от женских чар. Зима сменяла лето, аргиш следовал за аргишом. И вот, однажды на Аваме встретилась ему судьба-разлучница. Не устояло его сердце от зазывных взглядов луноликой дочери шамана Гюзы. Крепко опутала она своими чарами его душу и тело. Хочется вырваться из этих пут, но никак. И вот после черных дней выглянуло солнце, что-то словно свалилось с души купца. Дудин отправился в путь, убегая от преследующих его невидимых чар. Сделает шаг вперед, а злая сила колдовской любви на два назад воротит. Еле добрался по берегу Енисея до небольшой реки. Решил про себя: переберусь через реку - живым останусь, чары сгинут - к семье вернусь. Но внезапно разразился шторм - это Гюзы не отпускала, полюбила его, бедная. В этом шторме и погиб несчастный купец. С тех пор стали называть место его зимовья и речку «зимовьем и рекой Дудина».
К 340-летнему юбилею в городе установлена скульптура нганасанской девушки- персонажа легенды.

От зимовья к важному центру на Енисее
В XIX-начале XX вв. село Дудинское превращается в важнейший торговый центр на Енисее, откуда, по словам Фритьофа Нансена, направлялось все сообщение и торговля на восток, в тундру до самой Анабары. Главной достопримечательностью селения была деревянная церковь, построенная в середине XIX века братьями–урядниками Петром и Киприяном Сотниковыми.
В разные годы в Дудинке побывали известные исследователи, ученые, путешественники: А.Ф.Миддендорф (1843), Э.В.Толль (1893), А. Норденшельд (1875-1876), С.О. Макаров (1897), Ф.Б.Шмидт (1866), Н.Н. Урванцев (1919). Шведский ученый Г. Тэль, совершивший экспедицию в низовья Енисея в 1876 году, писал: «Мы ожидали найти здесь многочисленные постройки, и поэтому можно себе представить наше удивление, когда мы увидели, что это знаменитое Дудино состоит всего только из семи – восьми полуразрушенных лачуг, одного недостроенного дома и деревянной часовни». Летом 1906 года в Дудинке поселился Н.А. Бегичев, участник экспедиции Э.В.Толля, искавшей землю Санникова. Теперь одна из улиц города названа именем Бегичева.
оставалось незначительным, а именно 70-80 человек.(С 1926 года начинает расти население. В 1927 году в городе проживало 246 человек, в 1937 году 1.345, в 1940 году - 2221 человек. (А к 1960 году население города превышало 16 тысяч человек.) В 1921 году С.Н. Рыбин, начальник экспедиции инженерных путей сообщения, описывал Дудинку так: "24 дома села, частью солидной деревянной постройки, частью полуземлянок В Дудинке находится главный кабак и тот горный хребет, что поднимается на север от села называется "Кабацкий", и тот остров, что виден напротив на зеркале Енисея, тоже Кабацкий." (В 1918 году на вершине этого хребта была установлена радиостанция, а в 1920 году эта станция была перенесена в само село).
К 1923 году в Дудинке было 12 домов и деревянная церковь. В домах размещались: начальная школа, фельдшерский пункт (уже 3 фельдшера), волисполком, клуб. В Дудинке в 1924 году была основана первая на Таймыре комсомольская ячейка.
Колхозное строительство на Таймыре, начавшееся в 1929 году, проходило в очень сложных условиях. В тот период было организовано два колхоза, один - в Дудинском районе, другой - в Усть-Енисейском. Ошибки, сопровождавшие коллективизацию промыслового и сельского хозяйства, вызвали недовольство среди кочевого населения, что привело к восстанию в Авамской и Хатангской тундре. Дудинка стала центром революционных событий.
После образования 10 декабря 1930 года Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа Дудинка становится административным и культурным центром огромнейшей территории, на которой проживало чуть более 7 тысяч жителей. Начинаются культурные и экономические преобразования в округе.
В Дудинке строятся клуб, больница, аптека. В 1931 году жители Дудинки впервые увидели кинофильм, демонстрирующийся в клубе. В январе того же года в округе действовало только одно отделение связи - Дудинское. Почта отправлялась зимой два раза, а летом 3-4 раза в месяц. В Дудинке впервые появляется телефонная связь, оборудован трансляционный узел на 80 радиоточек, а 20 октября жители Дудинки слушали первую трансляцию радиогазеты, в июле открывается больница на 12 коек, в которой работают фельдшера и акушер.
В 1932 году в Дудинке появляется первый гидросамолет, который добирался из Красноярска до Дудинки целый месяц. Тогда же было построено здание 7-летней школы, открылась начальная школа- интернат для туземных детей (4 учителя- воспитателя, 20 учеников).
В том же году в Дудинке, на улице Советской, 10 июля, в маленькой типографии был издан первый номер много тиражной газеты "Советский Таймыр" Были образованы редакция и типография. На этой улице находилась первая больница, первое почтовое отделение, первые магазины, здесь окончательно сформировался административный центр города.
Состоявшаяся в 1932 году первая окружная партийная конференция, прошла под лозунгом "Превратим Север дикий, отсталый в Север индустриальный. Север культурный".
Интересны свидетельства о Дудинке, опубликованные в газете "Советский Север " за 1932 год: "Прибытие парохода и, особенно, первого для Дудинки - великое событие. Он привозит письма, газеты и книги, которые зимой залетают только с оказией (между Дудинкой и Игаркой нет регулярной почтовой связи), привозит новых людей на смену отбывшим свои сроки, привозит слухи, анекдоты и, наконец,, запах большой и подлинной жизни. Дудинка строится, правда, не так бурно, как Игарка, но строится. Через каждую декаду появляются новые белые пятна крыш. Окружком, окрисполком, окроно, Союззолото, Таймырсоюз - строят все... И все же по сравнению с Игаркой, лицо Дудинки расплывчато и неуловимо. Нельзя сомневаться, что Игарка - крупный экспортирующий порт... Значение Дудинки не имеет достаточно яркого, конкретного выражения. Дудинка ничего не производит, в ней нет ни заводов, ни фабрик, ни промыслов - и это, несомненно, бросает на нее тень затишья".

Дудинский порт – выход Норильска к Енисею
Богатым на события в истории Таймыра, в частности Дудинки, стал 1935 год, когда было принято решение о строительстве Норильского горнометаллургического комбината и были проведены изыскания для прокладки железной дороги от Норильска до Дудинки. Эта дорога должна была дать выход Норильску к Енисею.
По решению Советского правительства в Дудинку приезжают первые строители Норильского комбината. 2 июля 1935 года в Дудинке был подписан приказ первым начальником Норильской стройки (и одновременно исправительно-трудового лагеря) Владимиром Зосимовичем Матвеевым о начале строительных работ.
В это же время экспедиция Главсевморпути, возглавляемая Лебедевым, произвела изыскания для выбора места под строительство причалов Дудинского порта, как основного подразделения Норильского комбината. Это важное событие во многом определило дальнейшую судьбу нашего города.
В мае - июне 1936 года строятся первые сооружения Дудинского порта: 40 погонных метров ряжевого причала, внутрипортовый железнодорожный путь, причалы и навесы для хранения грузов, в основном для Норильскстроя. В навигацию 1936 года на берег было выгружено вручную более 50 тысяч тонн груза.
К 1938 году на территории порта появилась развитая сеть железнодорожных путей протяженностью 37 км. Флот, который имел порт, состоял в 1939 году из 6 катеров, буксирных пароходов и двух собственных барж. В этот же год Дудинский порт принял первое морское судно, был сооружен угольный причал. Пароходы, идущие по Северному морскому пути, получали более 40 тысяч тонн высококачественного норильского угля.
8 декабря 1944 года на основании распоряжения Совета народных комиссаров за №22447 организован Дудинский порт. Эта дата считается официальной датой рождения порта. В 1944 году грузооборот Дудинского порта составил 371,2 тыс.тонн груза. В 1984 году, в год 40-летия, Дудинский порт впервые в своей истории переработал 6 млн.тонн груза Длительное время завоз грузов в Дудинку по Северному Морскому пути ограничивался сроком арктической навигации, составляющем 4 месяца. Но в 1960 - 1976х годах с появлением атомных ледоколов ("Ленин" - 1956 г, "Арктика" -1975 г, "Сибирь" - 1978 г) сроки её удлинились.
А с 1 мая 1978 года с появлением ледоколов с малой осадкой ("Капитан Сорокин", и "Капитан Николаев"), способных заходить в Енисей, арктическая линия Мурманск -Дудинка стала работать круглый год. Годы войны послужили толчком в развитии Дудинского порта. Стране нужен был металл, который мог дать Норильск.
В апреле 2007 г. Дудинский порт преобразован в «Заполярный транспортный филиал (ЗТФ) ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», в состав которого вошли Дудинский морской порт, Дудинское автотранспортное предприятие, отдел таможенного регулирования (г. Норильск), Норильский комплекс ТЭО и таможенной инфраструктуры, предприятие по организации контейнерных перевозок.
ЗТФ является основной и практически единственной, исключая авиатранспорт, транспортной артерией, по которой происходит доставка грузов в Таймырский муниципальный район, в Норильский промышленный район для нужд предприятий и организаций, расположенных на территории, а также вывоз готовой продукции ГМК «Норильский никель» для ее дальнейшей реализации.
С группой предприятий «Норильского никеля» в Норильском промышленном районе ЗТФ связывает Норильская железная дорога и федеральная автомобильная дорога.
Удачное географическое расположение ЗТФ дает возможность грузовладельцам производить доставку грузов практически из всех стран мира в центр Российской Федерации - г. Красноярск, посредством перевалки грузов с морских судов в речные и, наоборот, в т.ч. нефтеналива. ЗТФ имеет технические возможности для перевалки крупногабаритных и тяжеловесных грузов весом до 130 тонн через причалы ЗТФ или в рейдовых условиях.
Порт является уникальным по гидрологическим факторам - это единственный в мире порт, причалы которого ежегодно затапливаются во время весеннего половодья, поэтому ежегодно перед паводком происходит полная эвакуация портальных кранов на верхние отстойные пути и демонтаж всех инженерно-технических сооружений. Ледоход частично разрушает гидротехнические сооружения, железнодорожные и подкрановые пути порта. После ледохода и спада воды производятся восстановительные работы и спускаются краны по штатным местам на причалах.
В период восстановительных работ из затопляемой зоны вывозится около 50 тыс. кубических метров ила и различных наносов, производится демонтаж поврежденных участков железнодорожных и подкрановых путей. На восстановление причалов порта ежегодно тратится более1 млн. долларов США.
Наивысший многолетний подъем уровня воды наблюдался 31 мая 1999 г. и имел отметку 21,49 м. Для сравнения, основные причалы порта имеют отметку 8 м. В период проведения восстановительных работ ЗТФ производит обработку морских судов в рейдовых условиях. Ввод причалов в эксплуатацию по окончании паводка производится поэтапно, по мере готовности причалов.
ЗТФ оказывает услуги по переработке и хранению грузов частных лиц и организаций, не входящих в состав ГМК «Норильский никель», выполняет заявки администрации Таймырского муниципального района по отгрузке товароматериальных ценностей для нужд жителей отдаленных северных поселков. Через порт Дудинка завозятся технологические, навалочные, лесные, генеральные, промышленно-продовольственные грузы. Вывозится продукция ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», лом черных металлов. В настоящее время ЗТФ ОАО «ГМК «Норильский никель» находится в стадии реконструкции и технического перевооружения.
На территории муниципального образования «Город Дудинка» работают также другие крупные предприятия, участвующие в технологической цепочке производства Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель» - отделение Норильской железной дороги, Таймырская топливная компания, ПТЭС ОАО «НТЭК», а также предприятие ОАО «Норильскгазпром» и др.

Великая Отечественная в судьбе Дудинки
21 июня 1941 года жители села Дудинки с большим интересом смотрели звуковой художественный фильм "Валерий Чкалов". Никто не знал, что через несколько часов всю страну облетит весть о нападении гитлеровских полчищ на нашу страну и, естественно, не представлял себе, какой масштабной и кровопролитной будет Великая Отечественная война. По материалам окружной газеты «Советский Таймыр»: «25 июня рабочий пристани Дудинка Дмитрий Дмитриевич Григорьев отправил своему сыну, летчику Владимиру, в Н-скую авиационную часть такую радиограмму: «Мы узнали о гнусном налете на нашу Родину. Просим тебя, дорогой сын, увези самую большую бомбу и брось ее фашистам на головы так, чтобы они свое крокодиловое рыло не совали в наш могучий советский край. Отец, мать».
С первого дня войны вышел указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1941 года "О мобилизации военнообязанных с 1905 по 1918 годы рождения". Для северных народностей это было первая война, в которой они принимали непосредственное участие. Уходили на фронт и таймырцы (с Таймыра было призвано 7452 человека). Так, в 1943 году на фронт ушел ненец Иван Николаевич Надер. Он оказался на Украинском фронте- В январе 1944 года Надер получил свою первую награду -медаль "За боевые заслуги" Много боев было у Ивана Надера, но был и последний, в котором он погиб смертью храбрых. Случилось это в июне 1944 года в селе Лукавец Золочевского района Львовской области. В посмертном наградном листе его боевой подвиг изложен так: "При отражении контратаки противника, когда в роте случилось замешательство, он ринулся вперед на немцев с призывом " За Родину!". Бойцы, воодушевленные храбростью и мужеством товарища Надера, успешно отбили контратаку противника. После чего рота перешла в наступление..."
Ушел в первый год войны комсомолец Николай Григорьевич Арчиков, работник Дудинского порта. В сентябре 1941 года ушли на фронт курсанты окружной школы колхозных кадров из группы ветфельдшеров: Катыгин Ануфрий, Николай Дураков, Илья Болин, Григорий Попов. Христофор Михайлов сражался в боях на Курской дуге и был представлен к правительственной награде. Вернувшись с войны, работал в 50-е годы председателем Дудинского окрисполкома.
В боях на подступах к Берлину в апреле 1945 года участвовал ненец Николай Петрович Ядне. В мае 1945 года среди тех, кто штурмовал Берлин, был таймырец, участник Сталинградской битвы, Петр Яковлевич Арышев. Северяне защищали свою Родину под Ленинградом и Сталинградом, в Белоруссии и Прибалтике, на территории Германии.
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Через 6 дней после начала войны прекратил свою работу Мончегорский комбинат "Североникель" Оборудование с этого комбината перевезли по Северному морскому пути в Дудинку в навигацию 1941-1942 гг., откуда оборудование было доставлено в Норильск. 29 апреля 1942 года Норильский комбинат дал боевой никель.
С первых месяцев войны был объявлен сбор теплых вещей для отправки на фронт, многие таймырцы активно принимали участие в сборе вещей. Только за один день на приемный пункт по сбору теплой одежды в Дудинский дом культуры от жителей поступили 15 тулупов, 27 полушубков, 12 пар валенок, 46 шапок-ушанок, 13 одеял, 32 шарфа и других теплых вещей, собрано деньгами 7.200 руб. а также серебряные и золотые вещи.
В годы войны в Дудинке работала артель "Труд Заполярника". Председателем артели был Никифор Александрович Иванов (в 1942 году он ушел добровольцем на фронт и погиб). Вечером, после трудового дня, женщины артели шили теплую одежду для фронта. Бригадиром артели была жена Н.А. Иванова - Лидия Николаевна Чупрова. Это о ней, замечательной русской женщине, матери семерых детей, о ее мужестве был написан очерк "Материнская слава " в газете " Советский Таймыр " от 7 ноября 1944 года. В годы войны Н.Н. Чупрова находила возможным перечислять в фонд обороны денежные средства (квитанции на 500 рублей на строительство танковой колонны хранятся в Таймырском краеведческом музее).
В Дудинке одним из инициаторов сбора средств в фронтовой фонд явилась Любовь Марковна Умац. В 1944 году в ее адрес была отправлена телеграмма от Верховного главнокомандующего следующего содержания: " Дудинка Таймырского округа Любови Марковне Умац Примите мой привет и благодарность Красной армии, Любовь Марковна, за вашу заботу об обороне СССР. И.В. Сталин".
Серьезную помощь фронту оказывал Норильский горно-металлургический комбинат. Металл Норильска вывозился через Дудинский порт по Северному морскому пути, значение которого было велико в годы войны.
В годы войны получили развитие новые отрасли сельского хозяйства - молочное скотоводство и растениеводство. В годы войны продолжал действовать в Дудинке совхоз порта: разводили коров, в теплицах выращивали редис, морковь, капусту, лук, огурцы. Газета «Советский Таймыр» писала в 1941 году: «В теплицах Дудинского совхоза Норильскстроя уже с 1 марта стали снимать лук, и 10 мая была произведена первая съемка редиса. Теперь в совхозных теплицах поспевают огурцы, которых в совхозе запланировано получить в этом году 6914 килограммов». Занимались этим сосланные на Таймыр спецпоселенцы - поволжские немцы, финны, латыши, эстонцы, литовцы. Так решали северяне проблему питания в суровые годы. Многие таймырцы, работавшие в тылу, были награждены медалью "За доблестный труд в годы войны".

Место ссылки – Дудинка
В советское время, в предвоенные и, особенно, в военные годы Таймыр стал местом ссылки десятков тысяч людей. Дудинский порт, город и сам Норильский комбинат строились руками ссыльных, политзаключенных Норильлага, одного из самых северных и крупных лагерей Гулага.
В Норильлаге с 1935 по 1956 годы содержалось более тысячи подданных 22 стран мира. Около 60 % заключенных составляли русские. В 40 лаготделениях и лагпунктах с 1942 по 1952 годы ежегодно было около 220 - 250 тыс. человек (данные Норильского мемориала, август 1991 г.).
Число вольнонаемных составляло четвертую часть от общего числа зеков. Путь заключенных в Норильск шел через Дудинку. Людей привозили на баржах по Енисею из Красноярска, а начиная с 1936 года, по Северному морскому пути (к 1939 году на территории Норильска и Дудинки было 5 лаготделений).
Самая северная железная дорога Дудинка - Норильск тоже строилась политзаключенными. Строительство началось в 1936 году. Основные орудия труда были - кайло, лом, тачка. Долбить приходилось мерзлый грунт, необходимо было выполнять положенные нормы. На земляных и строительных работах применялась "десятичная" система мер: 10 лопат – тачка; 10 тачек – кубометр; 10 кубометров - норма. Чаще всего нормы зависели от качества лопаты или кайла.
Стройка обходилась без автомашин, кранов, бульдозеров и другой техники, и приходилось таскать все на себе. Тяжелый и изнурительный был труд строителей железной дороги. Много заключенных полегло в таймырскую землю. Люди умирали от тяжелого физического труда, от голода, антисанитарных условий и болезней.
Благодаря труду политзаключенных, Дудинка в 50-е годы обрела черты города. Многие кирпичные строения были построены руками людей, сосланных в этот суровый край.

Дудинка – «это уже целый город»
В 1935 году на Таймыре побывал начальник Главсевморпути, легендарный полярник Отто Юльевич Шмидт, который писал о Дудинке тех лет: «Ниже Игарки, по Енисею, за последние годы в связи с организацией округа выросла Дудинка. Дудинка не поселок, не село. Это уже целый город по нашим северным условиям. Я, когда приеду в Москву, поставлю перед правительством вопрос о переименовании Дудинки в город».
5 марта 1951 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Дудинка было преобразовано в город окружного подчинения. К этому времени в Дудинке проживало более 13 тысяч человек, насчитывалось более тридцати различных организаций и предприятий, главное из них - Дудинский порт, грузооборот которого в те годы составлял 600 тыс. тонн груза.
Начинается интенсивное хозяйственное и культурное строительство города-порта. По генеральному плану развития Дудинки в 1950-е годы началось строительство двух и трехэтажных кирпичных зданий. К началу 1960–х годов появляются первые четырехэтажные дома на сваях.
В 1967 году Дудинка широко отметила свой 300-летний юбилей. К этому времени в Дудинке проживало более 16 тысяч человек. К середине 1970- х годов уже были застроены 3 и 4 микрорайоны.
В начале 1980-х годов тридцатитысячная Дудинка располагала уже 250 тыс.кв.м благоустроенного жилья. Были сданы в эксплуатацию детская больница, родильный дом, поликлиника, кинотеатр "Арктика", плавательный бассейн, магазин "Норильск". В 1970-1990-е годы вырос целый микрорайон девятиэтажек.
В 1981 году вступил в строй газоконденсатный завод, выпускающий дизельное топливо и бензин. Предприятие стало первенцем газоперерабатывающей промышленности на Таймыре. Тогда же были построены здание госбанка, столовая на 100 мест, противотуберкулезный диспансер, Дудинский зооветтехникум, завершилось строительство 5 микрорайона города.
В 90-е были введены в пользование 24 объекта различного назначения - 15 жилых домов, школа №7, пожарное депо, объекты инженерного обеспечения города.
В настоящее время столица Таймыра Дудинка – современный северный город – порт с большим техническим и интеллектуальным потенциалом, морские и речные ворота Норильского промышленного района.

Исторические места в Дудинке
Исторических памятников XVII-XVIII вв. до нашего времени не дошло. К памятным местам Дудинки XIX века можно отнести территорию бывшего совхоза "Северный". Здесь в XIX веке располагалось село Малая Дудинка, где проживали дудинские купцы Сотниковы, Уксусниковы и где располагалось местное кладбище. Сохранился лишь надгробный памятник на могиле Марии Ивановны Уксусниковой, установленный в 1916 г. дудинским купцом Николаем Киприяновичем Уксусниковым на могиле своей 29-летней жены.
Историческая часть города – набережная Енисея, улица Советская. Здесь сохранились двух–трехэтажные каменные здания 1940-50–х гг. Деревянное здание Речного вокзала (1948) - историко-архитектурный памятник местного значения.
Историко-культурное значение имеет мост через ручей, около здания почты. Это единственный объект на территории города, относящийся к эпохе гулаговской истории Дудинки1930-1950-х гг. По этому мосту прошли все политзаключенные Норильлага (более 600 тысяч человек).
Надгробный памятник на могиле Леонида Федоровича (на старом городском кладбище за профилакторием), выпускника театральной школы г. Ростова, который работал актером в Казани, Махачкале, а с 1938 г. - в учреждениях культуры г. Дудинки. Памятник установлен в мае 1945 года его женой - Марией Александровной Федорович, которая с 1938-по 1956 гг. возглавляла окружной отдел здравоохранения г. Дудинки. Она - первый таймырский медик, награжденный орденом Ленина в 1950 году.
Дудинка сегодня
После образования нового субъекта Российской Федерации в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа – Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района – Дудинка, ставшая муниципальным образованием «Город Дудинка» в прежних границах, сохранила за собой статус столицы Таймыра. 30 июня 2007 года Дудинка отпраздновала свой 340-летний юбилей.