Контрастная версия
Вернуться к обычному виду

Административный центр и поселки

Потапово
Поселок Потапово муниципального образования «город Дудинка» находится в 90 км. от г. Дудинки.
Население:
В посёлке проживают 402 человек, из них представителей коренной национальности –236 человек (долгане – 26, ненцы – 149, нганасане – 10, эвенки – 40, энцы - 11) , детей в возрасте до 16 лет – 108.
Социальная сфера:
Средняя школа, детский сад, участковая больница, магазин, отделение связи и почты, СДК, библиотека.
Творческие коллективы МУК «СДК п. Потапово»:
1. Детский вокальный кружок «Караоке».
2. Детский театральный кружок «Золушка»
3. Детский хореографический кружок «Ассорти»
4. Клуб любителей бильярда
Инфраструктура:
Жилищный фонд - 47 домов (119 квартир).
Две ДЭС суммарной мощностью 400 кВт, необходимая годовая потребность в топливно-энергетических ресурсах – 208 т. Количество котельных – 6, общая мощность - 1,65 Гкал/час, годовая потребность в угле - 1000 т. Потребность населения в угле для печного отопления – 1120 т.
Экономика:
Всего предприятий и организаций – 13. Крестьянско–фермерских хозяйств – 2. Поголовье оленей во всех категориях хозяйств – 933, вылов рыбы в 2008 г. – 19,7 т.
В поселке работают ОРХ «Труженик», КФХ «Кох».
Поселок Потапово, основанный в 1881 г., расположен на высоком правом берегу Енисея. Интересно происхождение его названия. Приехавший с товарами в 1881 г. в эти места из Красноярска купец построил здесь небольшое зимовье с меновой лавкой. Вскоре около него выстроили свои избушки ненцы. Купец знал ненецкий язык, и, разъезжая от чума к чуму, за муку, чай, водку и дробь выменивал у охотников ценные меха и рыбу. За обсчеты и жадность тундровики не любили купца. В 1886 г. в поселение прибыл на жительство ссыльный рабочий – революционер Потапов. Оленеводы, охотники и рыбаки шли к нему за советом, искали у него правды. Простотой и душевностью он снискал уважение и авторитет. Именем рабочего Потапова ненцы и назвали свое поселение.
В 1926 г. в Потапово впервые был избран сельский Совет, через 5 лет организовался оленеводческий колхоз, а вскоре создалась и партячейка. В 1935 г. в селе открылась почта. Из Потапово вышел первый депутат Верховного Совета СССР первого созыва от Таймырского национального округа Кирилл Данилович Ямкин.
Жители Потапово выращивают и пасут оленей, занимаются охотничьим и рыбным промыслом.

Волочанка
Поселок Волочанка муниципального образования «город Дудинка» находится в 410 км. от г. Дудинки.
Население:
В посёлке проживают 604 человека, из них представителей коренной национальности – 564 человек (долгане – 295, ненцы – 3, нганасане – 266).
Социальная сфера:
Средняя школа, детский сад, участковая больница, магазин, отделение связи и почты, СДК, библиотека.
Творческие коллективы МУК «СДК п. Волочанка»:
1. Фольклорный – «Хенсу» (Друзья)
2. Детский фольклорно-хореографический «Дидар» (Луч)
3. Хор нганасанской песни «Хеньдир» (Бубен)
4. Семейный клуб «Сяйба танса» (Семь семей)
5. Клуб ветеранов труда «Согласие»
Инфраструктура:
Жилищный фонд - 59 домов (212 квартир).
Две ДЭС суммарной мощностью 400 кВт, необходимая годовая потребность в топливно-энергетических ресурсах – 351,2 т. Количество котельных – 5, общая мощность - 2,1 Гкал/час, годовая потребность в угле - 1121 т. Потребность населения в угле для печного отопления – 2210 т.
Экономика:
Всего предприятий и организаций – 21. Сельскохозяйственных предприятий всех форм – 8.
В поселке работают ветстанция, метеостанция, авиаплощадка, магазины, СРХ «Боганида», «Хулус», «Искра», «Каллан», «Еремино», «Тагинары», «Линончар», «Бранг», «Возрождение», «Мукустур», «Бульчут-2».
В целях стимулирования экономического и социального развития поселков города Дудинки, учитывая положительный опыт реализации в 2007 г. пилотного проекта «Поселок года», Постановлением Администрации города в 2007 г. принято Положение о комплексной программе «Поселок - наш дом» на 2008-2009 г.г.
Реализация программы осуществляется Администрацией города Дудинки с привлечением населения поселков. При этом учитывается перспективность, обоснованность и эффективность использования финансовых средств в соответствии с письменными предложениями территориальных отделов по реализации программы «Поселок-наш дом».
Волочанка - старинный поселок у реки Хеты, когда-то – районный центр ныне несуществующего Авамского района. Сегодня до него можно добраться либо зимником из Дудинки и Хатанги, либо весной, по высокой воде, из Хатанги, и в любое время года - долететь вертолетом. Поселок возник еще в XVI веке как промежуточный на пути оленьего тракта от Енисея в районе зимовья Дудино до зимовья Хатанги.
По северным меркам считается, что Волочанка находится недалеко от Усть-Авама, но это по прямой, на карте, а по тундре, изрезанной бесчисленными озерами, речками, болотами, путь этот окажется куда длиннее. Население поселка составляют в основном промысловики. Они рыбачат и охотятся на диких оленей, живут на промысловых точках.
В Волочанке в 60-80-е г.г. жил и работал мастером сувенирного цеха известный нганасанский художник Мотюмяку Турдагин. Сейчас здесь живут его дети.
В поселке жил замечательный народный сказитель Деньчуде Нутеевич Мирных. Он рассказывал сказки на трех языках - энецком, нганасанском и ненецком. Будучи по национальности энцем, он всю жизнь прожил по соседству с ненцами и нганасанами. Родился Деньчуде в 1923 г. на правом берегу Енисея, в районе поселка Гольчиха. Он рано остался без отца и с детства познал все трудности тундровой жизни, став первым помощником в семье. В конце 30-х годов умерла мать Деньчуде, и отчим вместе с детьми переехал в Кресты, неподалеку от Усть-Авама. Начавшаяся в 1941 г. война превратила юношу во взрослого человека: Деньчуде начал работать охотником и рыбаком. Деньчуде Нутеевич семерых детей поднял на ноги. Более десяти лет прожил он в Волочанке с сыновьями. Сказки, которые рассказывал Деньчуде Нутеевич, он услышал от своего брата, известного ненецкого сказителя Ивана Яптунэ, а также от соседей-нганасан.

Хантайское озеро
Поселок Хантайское Озеро муниципального образования «город Дудинка» находится в 265 км. от г. Дудинки.
Население:
В посёлке проживают 364 человек, из них представителей коренной национальности –334 человек (долгане – 184, эвенки – 148, энцы - 2).
Социальная сфера:
Школа, детский сад, участковая больница, магазин, отделение связи и почты, СДК, библиотека.
Творческие коллективы МУК «СДК п. Хантайское Озеро»:
1. Детский хореографический кружок «Круто»
2. Детский вокальный кружок «Гламур»
3. Детский фольклорно-хореографический кружок «Путораны»
4. Кружок спортивного танца «Грация»
Инфраструктура:
Жилищный фонд - 47 домов (139 квартир).
Три ДЭС суммарной мощностью 842 кВт, необходимая годовая потребность в топливно-энергетических ресурсах – 434 т. Количество котельных – 1, общая мощность - 3 Гкал/час, годовая потребность в дизельном топливе - 230 т. Потребность населения в угле для печного отопления – 1000 т.
Экономика:
Всего предприятий и организаций – 11. Сельскохозяйственных предприятий всех организационно-правовых форм – 2.
В поселке работают пекарня, ГОУСП «Хантайское», семейно-родовые хозяйства, община МНС «Буркан».
Издавна у Хантайского озера пресекались торговые пути на юг, запад и восток. Мысы и устья его речушек вдоль берега усеяны землянками, идолами и захоронениями. Исторически и этнически хантайские эвенки связаны с Эвенкией, откуда они небольшими группами и отдельными семьями в течение 17-20 вв. пришли на Таймыр. Раньше всех заселили район Хантайского Озера эвенки, носящие родовые фамилии Кильмагир, Тыптагир, Чемпогир. К настоящему времени представителей этих фамилий осталось немного.
Для поселка 40-50–х г.г. характерно полное отсутствие чумов и балков. Это объяснялось тем, что все коренное население – пастухи-оленеводы, рыбаки, охотники – жили в расположении пастбищ и промысловых угодий. Первый балок был приобретен в 1959 г. эвенком Петром Михайловичем Елогиром. К началу 1959 г. насчитывалось около 3300 голов оленей, денежные доходы от оленеводства составляли около трети всех доходов. В 50-е г.г. разводили лисиц и голубых песцов.
Русские тоже ставили свои станки и торговые точки вдоль берегов озера вплоть до начала 60-х годов. Школа-интернат находилась в устье реки Хантайка, куда зимой непросто было попасть с промысловых точек Амбар и Туруки. Торговый пункт, фактория Таймыр, стоял недалеко от нынешнего поселка. С 1936 года по 1952 год жизнью и промыслами здесь руководил кочевой, а затем сельский Советы.
Основу нынешнего населенного пункта построили к 1952 году депортированные граждане из немецких поселений на Волге, из Польши и Прибалтики. В архитектуре поселка отмечены все стадии его развития. Ближе к берегу стоят здание старой школы и два ряда деревянных домов, построенных депортированными. Третий ряд отражает время преобразования колхоза и совхоза (к 1968 г.): новая школа, здания администрации ГОУСП «Хантайский» и поселка, четырехквартирные дома. Наиболее примечательны застройки, уходящие вглубь тундры, прямо в болото. Эти дома, сформировавшие улицу, перпендикулярно озеру, были построены в 70-х годах (вслед за принудительным переселением в 1969 году 48 долганских и говорящих по-якутски эвенкийских семей).
Большинство жителей поселка Хантайское Озеро в настоящее время заняты в традиционных отраслях хозяйствования коренных народов Севера.

Левинские пески
Поселок Левинские Пески муниципального образования «город Дудинка» находится в 15 км. от г. Дудинки.
Население:
В посёлке проживают 170 человек, из них представителей коренной национальности –114 человек (долгане – 97, ненцы – 7, нганасане – 7).
Социальная сфера:
Детский сад, ФАП, магазин, отделение связи и почты, СДК, библиотека.
Творческие коллективы МУК «СДК п. Левинские Пески»:
1. Семейный клуб «У очага»
2. Детский клуб выходного дня «Улыбка»
Инфраструктура:
Жилищный фонд - 18 домов (59 квартир).
Три ДЭС суммарной мощностью 300 кВт, необходимая годовая потребность в топливно-энергетических ресурсах – 102,9 т. Количество котельных – 5, общая мощность - 0,2 Гкал/час, годовая потребность в угле - 330 т. Потребность населения в угле для печного отопления – 570 т.
Экономика:
Всего предприятий и организаций – 19. Сельскохозяйственных предприятий всех организационно-правовых форм – 15.
В поселке работают СХА «Левинские пески», КФХ «Норд», СРХ «Туркиных», «Татьяна», «Ленкей», «Катыс» и «Зинаида».
По данным архивного отдела Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Дудинский сельский Совет был образован в 1930 году на территории Левинских песков. В связи с образованием города Дудинки 1 августа 1951года, Дудинский сельский совет переведен для работы в населенный пункт Левинск (так в документе) и переименован в Левинский сельский Совет.

Усть-Авам
Поселок Усть-Авам муниципального образования «город Дудинка» находится в 360 км. от г. Дудинки.
Население:
В посёлке проживают 628 человек, из них представителей коренной национальности –589 человека (долгане – 327, ненцы – 1, нганасане – 260, эвенки – 1).
Социальная сфера:
Средняя школа, детский сад, участковая больница, магазин, отделение связи и почты, СДК, библиотека.
Творческие коллективы МУК «СДК п. Усть-Авам»:
1. Фольклорно-этнографическая группа «Нгамтусо» (Костер)
2. Детский кружок «Бисеринка».
3. Семейный клуб «Очаг»
4. Группа национального танца
5. Театральный кружок «Солнышко»
Инфраструктура:
Жилищный фонд - 43 домов (150 квартир).
Три ДЭС суммарной мощностью 360 кВт, необходимая годовая потребность в топливно-энергетических ресурсах – 650,6 т. Количество котельных – 3, общая мощность - 0,66 Гкал/час, годовая потребность в угле - 202 т. Потребность населения в угле для печного отопления – 1680 т.
Экономика:
Всего предприятий и организаций – 17. Сельскохозяйственных предприятий всех организационно-правовых форм – 9.
В целях стимулирования экономического и социального развития поселков города Дудинки, учитывая положительный опыт реализации в 2007 г. пилотного проекта «Поселок года», Постановлением Администрации города в 2007 г. принято Положение о комплексной программе «Поселок - наш дом» на 2008-2009 г.г.
Реализация программы осуществляется Администрацией города Дудинки, ее органами и структурными подразделениями с привлечением населения поселков. При этом учитывается перспективность, обоснованность и эффективность использования финансовых средств в соответствии с письменными предложениями территориальных отделов по реализации программы «Поселок-наш дом».
В поселке работают пекарня, баня, ПХ «Таймырский», СРХ «Чопко», «Ня моу» и «Нгамтусо».
Усть-Авам расположен к северо-востоку от Дудинки на реке Авам, в 10 км. от впадения ее в Дудыпту. В поселке построены типовые дома, рассчитанные на 2-4 семьи.
Раньше Усть-Авам был отделением ГПХ «Таймырский», созданного для промышленного освоения биоресурсов Таймыра. Полученное в результате отстрела диких оленей сырье – мясо, шкуры, камус, рога – перерабатывалось полностью. Мясо продавали в столовые норильского комбината, из шкур шили национальную одежду и обувь, рога и остатки шкур после раскроя использовались для изготовления северных сувениров, кости и внутренности отправлялись на кормокухню зверофермы, а из рогов и пантов готовилось сырье для ценного лекарства. Кроме того, из меха песца, соболя, зайца, росомахи шили красивые женские, детские шапки и воротники современных фасонов. Шапки из волчьего меха и пыжика охотно покупали мужчины. Горожанкам пришлись по душе унтайки, расшитые бисером и мехом, поставленные на подошву и каблучок.
В госпромхозе также изготовлялась чеканка из норильской меди, выделывалась прекрасная замша, из которой шили дамские и спортивные сумки, перчатки, кепки, шляпки, жилетки. В Усть-Аваме действовала мастерская, в которой работали местные мастерицы, расшивавшие бисером и мехом заготовки к обуви и сувенирам, изготовлявшие шапки и воротники.
В 90-х предприятие претерпело структурные изменения. Женщины Усть-Авама теперь на дому занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной одежды, обуви, ковриков (кумаланов) и поделок из шкур оленя. Традиции национальной культуры в поселке бережно сохраняются. Свою праздничную национальную одежду хранят особо, надевают нечасто. Например, во время праздника "Чистый чум», который проводится при первом появлении солнца после полярной ночи.
Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших промысловых и домашних животных, "кормление" огня остается частью жизни каждой национальной семьи. В окрестностях поселка часто находят остатки костей и бивней мамонтов.
Шаманы Усть-Авама
В середине XX века род нганасанских шаманов Нгамтусо пользовался авторитетом и уважением на Таймыре. Одной из наиболее заметных фигур в 1990-е годы был Дельсюмяку Демнимеевич Костеркин (1940-1997), сын знаменитого шамана Демниме. От отца он унаследовал знание шаманского пантеона, церемониала, мелодического и текстового репертуара, артистический и музыкальный таланты. Он организовал фольклорно-этнографическую группу «Нгамтусо», с которой выступал на фестивалях в Дудинке (1990, 1991, 1996), в Норильске (1993), во Франции (1994). Снялся в нескольких документальных фильмах: «Ветры Млечного пути», «Шаман», «Нганасаны».
В поселках настоящих шаманов теперь нет. Когда-то, в 30-е годы прошлого века, воинствующий атеизм заставлял людей скрывать свои религиозные взгляды. Исповедовать многобожие, приверженность языческим богам и домашним идолам приходилось внутри своего рода, подальше от чужих глаз. Может быть, именно поэтому в далеких тундровых поселках все же сохранились элементы религиозных воззрений малочисленных народов Таймыра, в том числе, и шаманизм.