Контрастная версия
Вернуться к обычному виду

Историческая справка

Широкую известность Диксон завоевал удобной и выгодно расположенной гаванью, открытой шведским исследователем Нильсом Норденшельдом в 1875 году. На небольшом парусном судне "Превен" путешественник вошел в бухту и назвал её гаванью Диксона в честь шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию. Он считал, что " гавань эта – лучшая на всем северном берегу Азии и со временем будет очень важна для сибирской торговли".
В 1894 году начала работать гидрографическая экспедиция по изучению устьев Оби и Енисея под командованием Андрея Ивановича Вилькицкого. Диксонская гавань стала её базой. Были построены первые навигационные знаки, выполнены съёмки берега и промер проливов. Название гавани распространилось на весь остров.
7 сентября 1915 г. с острова Диксон была передана первая радиограмма. Именно эта дата и считается днем рождения Диксона. В сентябре 2010 года заполярный Диксон отметил 95-летие.
Радиостанция появилась на Диксоне по ходатайству начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на пароходах "Вайгач" и "Таймыр" Б. А. Вилькицкого. Экспедиция совершала плавание по Северному морскому пути с востока на запад, и в 1914 году суда экспедиции зазимовали западнее мыса Челюскина. Связь с центром поддерживалась через радиостанцию зимовавшего поблизости судна "Эклипс", но летом судно должно было продолжить поиски пропавших экспедиций Русанова и Брусилова. Главное гидрографическое управление решило в навигацию 1915 года построить радиостанцию, которая могла бы служить и запасной базой на случай гибели судов гидрографической экспедиции.
В 1916 году при радиостанции стала действовать гидрометеорологическая станция. На берегу Карского моря установили водомерный пост для наблюдений за колебанием уровня моря. С 1 сентября 1916 года на острове Диксон начались регулярные гидро-метеорологические наблюдения. Дважды в сутки метеорологические радиограммы передавались в Петроградскую геофизическую обсерваторию. Учёные понимали, что в Арктике формируется климат если не всей планеты, то уж Северного полушария – точно. В 1919 г. на Диксон приходили ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили на полярной станции двухлетний запас угля и продовольствия.
С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и Карских экспедиций на Диксоне начал постоянную базировку авиаотряд. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр.
В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути, и на островах и побережье Таймыра началось строительство посёлка и полярных станций. Сначала производственные, жилые и вспомогательные сооружения возводили на острове, затем на материковом берегу. Посёлок на материке, получивший название Новый Диксон, начал свою историю в 1934 г., когда здесь стали строить порт. Позднее появились гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики – координатор всего здешнего судоходства. В 1936 году в порту побывал Отто Юльевич Шмидт, первый начальник Главсевморпути. В газете "Правда" в тридцатые годы регулярно появлялись сообщения об успешном строительстве порта, о наращивании мощности метеоцентра. В 1939 году в порту работало 98 человек, в 1946 году – 536 человек, в настоящее время - около 130 человек.
В 1939 г. на Диксоне была оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе СМП. Уголь доставлялся баржами с реки Пясины. Пясинские угольные шахты – первые промышленные предприятия Таймыра. Именно в это время Диксон стали именовать «воротами Арктики».
1941 году на Диксоне появилась первая улица, которая была названа в честь легендарного полярного летчика Водопьянова.
С начала Великой Отечественной войны значение Диксона резко возросло. Все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь.

Оборона Диксона
Одна из ярких страниц в истории Диксона и летописи Великой Отечественной – героическая оборона Диксона в августе 1942 года.
Немецко-фашистское командование для срыва перевозок по Севморпути направило в Карское море тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок. 25 августа у острова Белуха произошёл неравный бой с ледокольным пароходом «А.Сибиряков». Сообщив по радио о приближении к Диксону вражеского корабля, механик Н. Кочурков открыл кингстоны, и горящий «Сибиряков» пошёл на дно. В этом бою из 104 человек команды 84 погибли, 18 попали в плен, одному матросу удалось спастись.
Затем немецкий линкор направился к острову Диксон, намереваясь вывести из строя порт, захватить полярную станцию, получить карты и коды. Порт и береговой посёлок, по существу, не были серьёзно защищены. На Диксоне в это время находилось судно «Революционер» с грузом пиломатериалов и сторожевой корабль СКР-19 с четырьмя 76-миллиметровыми пушками. Вместе с СКР-19 в бой вступила береговая батарея лейтенанта М.Н.Корнякова. Получив серьёзный отпор и многочисленные повреждения, крейсер вынужден был отступить, тем самым не выполнив ни одну из поставленных задач.
В память о гибели «арктического Варяга» и героическом подвиге защитников Диксона в посёлке установлены памятники, семь островов в Карском море названы именами погибших.
Уже после войны на Диксоне появились подразделения ПВО и пограничных войск.
В 1956 г. Диксон получил статус рабочего посёлка, а в 1957г. островной и береговой посёлки были объединены в один, ставший центром Диксонского района, выделившегося из Усть-Енисейского.
60-70-е годы прошлого века – это период расцвета арктического поселка, его называли с гордостью, и не без оснований, столицей Арктики. Здесь работали высококлассные, образованные специалисты, выпускники ленинградских и московских вузов. Проживало в этот период в поселке около четырех тысяч человек.
Социальная инфраструктура поселения сформировалась в своем нынешнем виде к 1990 году и включала в себя среднюю школу, детский сад, три библиотеки, дом культуры, картинную галерею, детскую школу искусств и больницу на 80 коек.
До 1996 г. на Диксоне размещался Штаб морских операций западного сектора Арктики. Обобщая данные авиаразведки и информацию полярных станций, штаб руководил проводкой судов по Северному морскому пути. В настоящее время штаб морских операций западного сектора Арктики находится в Мурманске.
В доперестроечный период Диксон являлся конечным пунктом водных туристических маршрутов по Енисею из Красноярска и по Севморпути из Мурманска на судах типа «Антон Чехов» и «Вацлав Воровский». При этом туристические группы в основном состояли из граждан СССР, иностранные тургруппы были редкостью. Стоянка на Диксоне обычно была 1-2 дня, экскурсии в местном школьном краеведческом музее и по поселку проводили экскурсоводы из энтузиастов-общественников, подготовленных на базе райкома комсомола.
С 1992 по 1996 годы в районе работала турфирма «Барк», осуществлявшая совместно с зарубежными турфирмами регулярные вертолетные туры для иностранных туристов на географический Северный полюс и на архипелаги высокоширотной Арктики с использованием базовой станции «Прима» на о.Большевик и вертолетов Диксонской авиаэскадрильи. Всего было выполнено 20 туров. В дальнейшем в этой же сфере начало работать ЗАО «СП ИНТААРИ», учрежденное Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом. С ликвидацией авиаскадрильи деятельность упомянутых фирм в Диксонском районе была прекращена.